История мерчандайзинга

Из этой статьи вы узнаете:

Как и любой другой инструмент маркетинга, мерчандайзинг не возник в одночасье. Необходимость представить товар лицом и продать его всегда была главной целью торговли. Для этого применялись различные методики продвижения – начиная от правильного расположения, заканчивая рекламными кампаниями. Ошибочно полагать, что мерчандайзинг – инструмент, который появился в XX веке. Его формирование происходило гораздо раньше.

История мерчандайзинга

Предпосылки возникновения мерчандайзинга

Уже во времена меновой торговли люди старались показать свой товар в выгодном свете, чтобы обмен состоялся. От умения правильно организовать свое место, рассказать о товаре (а это – своеобразная рекламная кампания) зависело многое. Причем в некоторых случаях словесное описание не было доступно – торговая точка собирала людей, которые могли говорить на разных языках.

Продавцам зачастую приходилось довольствоваться только правильной организацией своего места и выкладкой товара. Это и наталкивает на одно из многочисленных определений мерчандайзинга – искусство продаж с минимальным участием продавца.

С развитием ремесел и городов продавцы все больше внимания стали уделять оформлению своей торговой точки и выкладке товаров. Так, перед нынешними работниками торговой сферы у них было несколько преимуществ:

  • Чаще всего продавец был производителем товара, поэтому имел четкое представление о взаимосвязях производства, выкладки, продвижения, контингента покупателей, оформления магазина и т.п.
  • Они имели контроль над всеми процессами – от производства до конечной продажи, при этом контроль носил личный характер. Сегодня такое чаще можно встретить на небольших производствах и в семейном бизнесе.
  • Торговля была ремеслом поколений: они накапливали опыт, а все задействованные родственники уже с малых лет имели четкое понятие о процессах продаж и зарождающегося мерчандайзинга.

Сегодня мерчандайзерам приходится осваивать много информации и учиться воспринимать рынок как целостную картину, чтобы продажи росли и приносили прибыль.

Благодаря развитию машинного производства смогли увидеть свет новые товары широкого потребления. Появились профессиональные продавцы, которые ставили своей целью как можно большие продажи таких товаров и их выделение на фоне других.

Мерчандайзинг

Формирование понятия мерчандайзинг

Проблема необходимости выделяться среди конкурентов, искать пути выживания и развития своего предприятия обострилась в капиталистических странах в 30-е годы XX века. Этот период характеризуется:

  • мировым экономическим кризисом;
  • снижением спроса на товары розничной торговли;
  • перепроизводством (из-за конвейерной системы).

Стало очевидно, что дизайн торговых залов должен быть не только привлекательным, но и функциональным, что может способствовать извлечению максимально возможной прибыли. Выкладка товаров должна быть упорядоченной и вовлекать покупателя в процесс торговли. Он должен свободно ориентироваться среди множества товаров, чтобы найти необходимый.

С увеличением площадей торговых точек необходимо было анализировать взаимосвязи между выкладкой и получаемой прибылью, влиянием расположения товара на импульсные покупки и увеличение среднего чека. В этот момент появляется современное определение мерчандайзинга – как методики продажи товара в магазине.

Состояние и задачи мерчандайзинга в маркетинге конца ХХ - начала ХХI века

За рубежом активно применять мерчандайзинг для продвижения товаров и увеличения прибыли начали крупные розничные торговые сети. Это произошло после 50-х годов XX века. Превращение процесса продажи в увлекательное занятие для покупателя, а также оптимальное размещение продукции в торговом зале и другие меры показали, что только благодаря этому можно увеличить прибыль на 16%. В России этот инструмент маркетинга начал применяться в 90-х годах – после того, как государство утратило монополию на торговлю товарами широкого потребления.

Мерчандайзинг становится комплексным инструментом маркетинга. Он выполняет следующие функции:

  1. Обеспечивает торговые точки разнообразным ассортиментом продукции и делает ее доступной для потребителя.
  2. Оптимизирует использование площади торгового зала для грамотной выкладки продукции.
  3. В выгодном свете представляет товары покупателям и способствует совершению спонтанных покупок.
  4. Привлекает внимание к необходимым товарным группам.
  5. Делает процесс покупки комфортным для покупателя, увеличивая лояльность и число постоянных клиентов.

Поэтому в современном понимании мерчандайзинг – это не только выкладка товаров на полке, а инструмент, находящийся на стыке экономики, психологии и философии, при грамотном использовании приводящий к увеличению продаж и прибыли.

Услуга мерчандайзинга в компании LEADER TEAM

Если вам требуется помощь опытных специалистов или есть вопросы по организации мерчандайзинга, вы можете обратиться в компанию Leader Team. Свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 258-37-27 или напишите на электронную почту moscow@leaderteam.ru – мы с удовольствием вас проконсультируем.