LeaderTeam
COVID-19: РАБОТАЕМ И ОСТАЕМСЯ НА СВЯЗИ

Современный мерчандайзинг: какие тренды уже становятся реалиями?

К списку
27.12.2019

Никто из профессионалов в сфере розничной торговли не станет спорить с тем фактом, что за последние годы произошло глубокое переосмысление роли мерчандайзинга, а сами специалисты в этой сфере превратились из вспомогательного персонала в творцов успеха своих компаний на конкурентном рынке. Эволюция мерчандайзинга продолжается и совсем скоро повышать его эффективность будут уже не люди, а машины – искусственный интеллект уже активно используется рядом ритейлеров в рамках текущей деятельности. О новых трендах, которые уже стали реальностью, мы и поговорим в нашей статье.

Мерчандайзинг становится узкопрофессиональным видом деятельности. Еще некоторое время назад свои услуги предлагали все кому не лень, но сегодня эти функции все чаще передают на аутсорсинг, а этот рынок консолидируется в руках нескольких крупнейших компаний, среди которых выделяется аутсорсинговая компания Leader Team. Рынок становится более закрытым, потому что для успеха здесь теперь требуется не столько опыт, сколько технологии, отлаженные процессы и выстроенное взаимодействие с крупными торговыми сетями. Но самое главное богатство любой компании – это сотрудники, спрос на которых (особенно в регионах) намного превышает предложение.

Встречайте нового мерчандайзера: меньше рутины и больше творчества

Всего 10-15 лет, когда компания Leader Team по сути только начинала свой путь к вершинам и одной из первых предлагала услуги мерчандайзинга, сама работа мерчандайзера была принципиально другой. Это был классический категорийный менеджер с функциями младшего менеджера по закупкам, который был вынужден заполнять кучу бумажной отчетности, а его самого были вынуждены контролировать еще минимум двое – супервайзер и территориальный менеджер по продажам. Показатели эффективности рассчитывались тогда с большой задержкой и погрешностью.

Все изменилось, когда у мерчандайзеров появились современные гаджеты – смартфоны и другие устройства, а крупные компании (в том числе, Leader Team) внедрили программное обеспечение, позволяющее ставить задачи и контролировать работу каждого сотрудника удаленно и в режиме реального времени. Вкупе с анализом продаж по каждой торговой точке это дает возможность оценивать эффективность работы каждого сотрудника и конкретных мероприятий по продвижению. Работа становится более творческой – лучшие из лучших даже в рамках регламента находят возможности, которых не видят другие.

Искусственный интеллект: знает и понимает людей лучше их самих

Возможности использования технологий ИИ считаются неограниченными, но пока на практике в розничных сетях применяются только технологии машинного обучения для автоматизации отдельных функций в процессе товародвижения (например, полностью автоматизирована работа супервайзеров) и ведения постоянного мониторинга наличия товара на полках (такая система впервые была внедрена Walmart, но сегодня ее используют и несколько крупных российских ритейлеров).

Массовое распространение «умных» полок футурологи связывают с развитием сетей связи нового поколения 5G, что позволит окончательно отказаться от контрольных визитов и оптимизировать занятость мерчандайзеров, а значит и расходы на реализацию товара в торговой точке. Также искусственный интеллект уже сейчас используется для расчета ожидаемого эффекта от проведения промо-акций, а в перспективе машины на основе анализа тысяч кейсов смогут сами предлагать готовые эффективные решения «под ключ».

Новый подход к обучению специалистов: учиться, учиться, учиться

Мы вынесли в подзаголовок знаменитый ленинский принцип не ради красного словца – работа полевого персонала сегодня требует специальных знаний и навыков, а выполнение целевых показателей невозможно без понимания специфических требований конкретного заказчика. Именно поэтому ведущие компании не жалеют денег на подготовку сотрудников и активно используют современные технологии, чтобы добиться наибольшего эффекта и оптимизировать собственные временные и материальные затраты:

  • Дистанционное обучение позволяет готовить мерчандайзеров по всей России
  • Интерактивные учебные материалы повышают эффективность обучения
  • Удаленное тестирование позволяет объективно оценивать уровень знаний
  • Специальные тесты помогают выявлять наиболее перспективных сотрудников

Аутсорсинговая компания Leader Team активно применяет данный подход к обучению, что позволяет ей гарантировать заказчикам уровень качества своих услуг в любой точке страны и минимизировать сроки запуска проекта – готовые люди готовы выйти на объекты в течение 10 рабочих дней! Как утверждают про Leader Team отзывы клиентов с подготовкой мерчандайзеров у компании действительно нет проблем.

Кто оплачивает банкет: становится ли дороже современный мерчандайзинг?

Понятно, что современный мерчандайзинг требует значительных инвестиций, и кто-то должен это оплачивать. Но как показывает практика повышение эффективности идет опережающими темпами, поэтому доля расходов производителей на продвижение единицы товара непосредственно в торговой точке (валовые расходы на мерчандайзинг) не растут, а в ряде товарных групп и вовсе снижаются. В основном это происходит за счет оптимизации неэффективных издержек самими компаниями, которые предлагают аутсорсинговые услуги в этой сфере. В условиях жесточайшей конкуренции они просто не могут позволить себе быть неэффективными и задирать цены.