LeaderTeam

Мерчандайзинг продуктового магазина

Из этой статьи вы узнаете:

Успешные продажи товаров в магазине сложно представить без использования мерчандайзинга. Как один из инструментов маркетинга он нацелен на увеличение продаж и стимулирование потенциальных покупателей к приобретению товаров определенной торговой точки.

Продуктовый магазин

Понятие, цели и задачи мерчандайзинга

Мерчандайзинг представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование розничных продаж путем правильной выкладки товаров в магазине и обеспечения их взаимодействия с покупателем.

Цели мерчандайзинга

Мерчандайзинг, как инструмент маркетинга, призван способствовать достижению следующих целей:

  • увеличение объема продаж – одна из главных целей, которую преследуют маркетологи при использовании технологий по работе с товаром и его расположением;
  • побуждение потенциального клиента к совершению покупки вашего продукта здесь и сейчас;
  • формирование положительного мнения и лояльности клиента к магазину, продукту, производителю, бренду.

Задачи мерчандайзинга

Среди основных задач мерчандайзинга выделяют следующее:

  • информирование покупателя о местонахождении товара;
  • информирование потребителя о товаре и его цене, описание основных характеристик, которые могут быть важны при совершении покупки;
  • привлечение внимания покупателя к конкретному месту выкладки товара;
  • убедить покупателя различными инструментами мерчандайзинга совершить покупку здесь и сейчас;
  • формирование поведения потребителя;
  • создание в торговом зале приятной атмосферы, способствующей благоприятному психологическому настрою покупателей;
  • увеличение числа «импульсивных покупок» и времени нахождения покупателя в магазине;
  • грамотное использование торговой площади.

Мерчандайзинг в продуктовом магазине

Какой бы ни была конкуренция на рынке, продуктовые магазины всегда найдут своих клиентов – спрос на продукты питания будет стабильным в любое время. В таких условиях все же не стоит пренебрегать услугами мерчандайзинга, благодаря которому можно еще больше увеличить продажи.

Мерчандайзинг в продуктовом магазине может включать следующие инструменты:

  • 01
    личное консультирование покупателя;
  • 02
    контроль фирменного оборудования;
  • 03
    при необходимости установка дополнительного оборудования;
  • 04
    правильная выкладка товара;
  • 05
    создание рекламных каталогов и брошюр;
  • 06
    оформление витрины для привлечения внимания.

Мерчандайзинг в супермаркете

Мерчандайзинг в супермаркете

Для стимулирования сбыта продукции в супермаркете мерчандайзинг становится одним из ключевых инструментов маркетинговых коммуникаций. Среди эффективных мер мерчандайзинга, применяемых в супермаркетах, можно выделить:

  • создание уникального дизайна для внутреннего и наружного образа – внешний вид магазина должен быть красочным, привлекать новых клиентов и удерживать существующих, иметь уникальную концепцию, принадлежащую конкретному супермаркету;
  • планирование потока движения покупателей по торговому залу с максимальной выгодой – предполагает определение маршрута передвижений клиента;
  • разработка и создание рекламных материалов, поддерживающих потребительский интерес (листовки, флажки, флаеры, шарики); POS-материалы должны быть красочными, привлекать внимание покупателей и располагаться на пути к рекламируемому товару;
  • выкладка продукции по товарным группам;
  • применение цветовой блокировки – методика основывается на правиле, что цветовое оформление способно оказывать влияние на эмоциональное состояние покупателя(например, яркие цвета привлекают больше внимания, чем спокойные, а светлые создают более благоприятное впечатление, нежели темные тона).

Мерчандайзинг в гипермаркете

Гипермаркет отличается от других торговых точек большими масштабами и широким ассортиментом продукции. Так, специалисты по мерчандайзингу могут управлять потребительским выбором с помощью выделения одной торговой марки на фоне остальных. Они всегда знают, какие товары, каких марок и в каком количестве должны присутствовать на полках, и где нужно разместить табличку «Акция!».

В гипермаркетах особую роль играет освещение. Оно создает особое настроение покупателей, способствует желанию поближе рассмотреть товар. Точечные светильники могут акцентировать внимание на отдельных товарах магазина.

Основные принципы мерчандайзинга

Следующие принципы мерчандайзинга позволяют увеличить продажи торговых предприятий:

1) Совместимость расположения товаров – товары, расположенные рядом, должны принадлежать к единому потребительскому сегменту (ценовая категория, имидж, популярность).

2) Зона вытянутой руки – потенциальные потребители определенной группы товаров должны иметь доступ к нужному продукту. Например, если обратить внимание, во многих магазинах любимое детское лакомство «Kinder Сюрприз» располагается на нижних полках у кассы, чтобы маленькие дети могли без труда взять товар и «заставить» родителей купить его.

3) Золотой треугольник – согласно данному принципу, максимальное количество товаров располагают в трех точках, на которых покупатель чаще заостряет внимание: вход, основная витрина с товаром повседневного спроса, касса. Для того чтобы покупатель охватил больше территории магазина и увидел больше товара, расстояние между основными точками «Золотого треугольника» располагают на максимальном отдалении. Чем больше расстояние между точками, тем больше времени покупатель проведет в магазине и тем больше товаров сможет увидеть.

4) Принцип «паровоза» – возле дорогих брендовых товаров располагают продукцию невысокого спроса, привлекающую низкой ценой.

5) Принцип комбинирования товаров – расположение товаров должно осуществляться таким образом, чтобы они отличались между собой размерами, расцветкой и формой. Так эти товары будут более заметны издалека.

6) Понятное расположение ценников – покупатели должны без труда понимать, какой ценник принадлежит конкретному продукту.

7) Создание благоприятной атмосферы в магазине (музыка, освещение, аромат) – приятная ненавязчивая музыка в торговом зале создает у покупателей хорошее настроение, теплое освещение создает атмосферу уюта, а запахи помогают расслабиться или могут даже вызывать аппетит.

Правила мерчандайзинга

Правила мерчандайзинга в магазине

На практике чаще всего применяют три группы правил мерчандайзинга.

Правила запаса

Данная группа правил направлена на поддержание такого количества товаров, которое своевременно удовлетворило бы все потребности потребителей.

  • Правило ассортимента – для магазинов определяется собственный ассортиментный список товаров с минимальным количеством позиций. Ассортиментный ряд зависит от размера торговой площади, количества поставщиков, концепции розничного магазина, а также от потребностей потенциальных потребителей.
  • Расчет величины товарного запаса – количества товара, которое приобретено магазином и находится в процессе реализации (на складах, прилавках). Рассчитывая товарный запас, необходимо учитывать спрос на товарную группу, конкретные продукты, сезонные товары. Для расчета планируемого товарного запаса количество товаров умножают на количество дней в расчетном периоде и делят на объем продаж в периоде.
  • Правила присутствия – все товарные позиции должны присутствовать на витрине магазина, а не на складе. Если товар, представленный на витрине в роли образца, отсутствует на складе, муляж нужно убрать, чтобы не вводить в заблуждение покупателей.
  • Правило срока годности – товар, который только поступил на склад, нужно располагать в глубине, у стенки торговой полки, и постепенно передвигать его ближе. Главное правило – не оставлять просроченный товар на полках и внимательно следить за сроками годности продуктов.

Правила эффективного расположения

Располагать товар нужно по определенным правилам, это позволит решить сразу несколько задач: повышение рентабельности, соблюдение санитарных норм, увеличение проходимости магазина.

  • ­Правило приоритетных мест – самые дорогие и продаваемые товары размещаются на лучших местах.
  • Правило порядка – располагать товары нужно по порядку: по увеличению или уменьшению цены. На уровне глаз располагают товары средней ценовой категории, выше – дорогие, в самом низу – дешевые.
  • Правило удобства выбора – для удобства покупателя товары могут раскладывать на отдельные группы. Например, на одном стеллаже ставят только лаки для волос различных торговых марок, на другом – зубные пасты и т.д.
  • Правило фейсинга ­– правило, при котором каждую товарную позицию в ассортименте выделяют и делают максимально заметной и доступной покупателю.

Правила эффективного позиционирования 

Рекламирование и позиционирование определенного товара привлекает покупателей и формирует их покупательскую потребность. Для этих целей используют специальные мероприятия, например, дегустацию или презентацию нового продукта.

  • Правило ценников – когда потребитель заинтересовался товаром, следующую информацию, которую он захочет получить, будет стоимость продукта. При разработке ценников также важно придерживаться ряда правил:

1) геометрически правильная форма ценника легче воспринимается потребителями;

2) крупный, хорошо читаемый шрифт;

3) буквы, цифры и символы на ценнике должны быть хорошо видны и пропечатаны;

4) для разных групп товаров можно использовать ценники разных цветов (например, для косметики можно использовать розовые ценники, для хлебобулочных изделий – оранжевые).

Правильный мерчандайзинг в розничной торговле, независимо от концепции магазина, способен достичь главной цели – стимулирование сбыта продукции и получение максимальной прибыли. 

Одно из главных преимуществ данного маркетингового инструмента – отсутствие дополнительных финансовых вложений.

Услуга мерчандайзинга продуктового магазина в компании Leader Team

Мы поможем организовать эффективный мерчандайзинг в вашем продуктовом магазине! Связаться с нами можно по телефону в Москве +7 (495) 258-37-27, или отправив заявку на электронную почту moscow@leaderteam.ru

Также вы можете оставить свои контактные данные и заказать обратный звонок, заполнив специальную форму на сайте. Специалисты нашей компании проконсультируют вас по всем интересующим вопросам. 

Вам может быть интересно: