LeaderTeam

Складская логистика

Из этой статьи вы узнаете:

Склад – важная часть любого бизнеса. От того, как здесь будет организована работа, зависит многое: скорость доставки товара клиенту, точность выполнения заказа, сохранение продукта в надлежащем виде. Поэтому грамотное управление всеми процессами или складская логистика является ключевым компонентом хорошей работы склада.    

Функции логистики на складе

Функции логистики на складе

Основная задача склада – хранение продукции или сырья, из которого она производится. Чтобы товар не залеживался и не портился, как можно быстрее поступал к потребителю, а нужный ассортимент был всегда в наличии, запасами нужно грамотно управлять. Для этого и потребуется организация эффективной складской логистики. К её функциям относится:

  • выбор, организация и поддержание необходимых условий в складских помещениях;
  • формирование ассортимента. Запасы должны состоять из востребованной продукции, которая скоро отправится к заказчику. Нельзя допускать недостатка или переизбытка каких-либо товаров;
  • приемка товаров на склад и их отпуск. Если процесс налажен плохо, то в работе возникают простои, а время доставки – увеличивается, что сказывается на эффективности логистики;
  • унитизация – это объединение мелких партий товаров в крупные, которые поставляются оптовым клиентам или крупным заказчикам;
  • оптимизация работы склада – внедрение решений, электронных и автоматизированных систем, которые снижают расходы на хранение продукции и обслуживание склада;
  • оценка эффективности работы склада и рациональное использование помещений.

Поэтому понятию «складская логистика» можно дать такое определение – эффективное управление работой склада и её оптимизация. На первый взгляд, в этой отрасли нет ничего сложного. Но даже в небольшом помещении непросто правильно организовать пространство и работу, не говоря о складах, площадь которых достигает нескольких тысяч метров.

Эффективная организация складской логистики

Эффективная организация складской логистики

Весь процесс организации логистики складской деятельности можно разбить на семь этапов:

  1. Выбор подходящих складов.
  2. Аренда или строительство складских помещений.
  3. Подбор системы складирования.
  4. Оборудование и планировка.
  5. Персонал.
  6. Начало работы.
  7. Контроль и оптимизация.

Этап 1. Выбор подходящих складов

Первый шаг – определиться с общей площадью, которая нужна для хранения. Здесь все зависит от количества выпускаемой продукции и товарооборота.

Далее – количество складов и их расположение. Один большой склад дешевле в обслуживании, но транспортировка товаров в разные регионы обойдется недешево. С другой стороны – содержать несколько помещений в разных местах дорого, но в этом случае можно выиграть на стоимости и скорости доставки клиенту.

Нужно сопоставить прогнозируемые доходы с расходами на содержание складов, и найти оптимальное решение.

Этап 2. Аренда или строительство складских помещений

Не у каждого предприятия есть ресурсы на сооружение собственных складов. К тому же, такой шаг не всегда экономически обоснован. Часто помещение арендуют и уже здесь начинают организовывать работу. В этом случае возможно два варианта:

  • организация работы своими силами – найм сотрудников и т.д.;
  • услуги аутсорсинговой компании.

Многие выбирают второй вариант, поскольку он позволяет получить готовую, работающую систему с квалифицированными кадрами.

Этап 3. Подбор системы складирования

Система складирования зависит от вида продукции. Она включает в себя:

  • складскую единицу – короб заданных размеров, ящик, цистерна и т.д.;
  • способ хранения – в штабелях, на стеллажах, в блоках и т.д.;
  • принципы разделения товара – видовой, партионный, по названию и т.д.;
  • технику для погрузки, разгрузки, подъема и т.д.

Этап 4. Оборудование и планировка

Склад должен быть оборудован всеми необходимыми инженерными сетями: отопление, канализация, электричество, водопровод, вентиляция и кондиционирование, противопожарная система и т.п. Сюда же можно включить видеонаблюдение и систему безопасности.

Подготавливаются места для хранения – стеллажи, поддоны и т. д. Они должны обеспечивать свободный доступ к товарам, и быть расположены как можно более эффективно. Все это делается с учетом вида продукции и техники, которая будет заниматься погрузкой/разгрузкой.

Оборудуются служебные помещения – для персонала, кладовые, щитовые и т. д.

Подбор персонала для склада

Этап 5. Персонал

Подбор персонала – один из ключевых и ответственных этапов организации складской логистики. Обычно склад – это своего рода автономное подразделения предприятия, которое, к тому же, может находиться на значительном удалении от производства и главного офиса. Именно поэтому каждый работник должен четко знать свои функции и свободно выполнять их.

Найм недобросовестных или неквалифицированных сотрудников приводит к ошибкам в формировании заказов, замедлению работы, а также возможным хищениям и недостачам имущества. Поэтому отдел кадров и HR-специалисты должны тщательно изучать резюме претендентов на складские вакансии. Штат работников обычно состоит из:

  • начальника склада – организовывает работу;
  • специалист по учету – ведет учет продукции;
  • кладовщик – принимает и выдает товар;
  • грузчики;
  • операторы погрузочно-разгрузочного оборудования;
  • упаковщики, комплектовщики и маркировщики;
  • охрана.

В зависимости от размеров склада, количество человек в штате может достигать нескольких тысяч.

Этап 6. Начало работы

После завершения пятого этапа, склад можно начинать эксплуатировать. В зависимости от размеров и объемов поставок, в работу сразу же включаются все складские мощности, либо их часть. В последнем случае проще выявить недостатки в работе и устранить их, а после использовать склад в полном объёме.

Этап 7. Контроль и оптимизация

После запуска склада в эксплуатацию, работа складской логистики концентрируется на этих двух направлениях. Анализируются поставки товаров – в идеальном случае их на складе столько, сколько возможно реализовать. Рассматриваются варианты внедрения более эффективных схем работы и автоматизации. Только такой комплексный подход поможет сэкономить на хранении и распределении товаров.

Автоматизация складской логистики

Автоматизация складской логистики

Чтобы сделать складскую логистику более эффективной, в работу внедряются различные информационные системы. Еще их называют системы управления складом (анг. WMS). Использование WMS позволяет:

  • уменьшить влияние человеческого фактора на ошибки при работе;
  • увеличит скорость набора и выполнения заказов;
  • отслеживать реальное количество товара и его точное местоположение на складе;
  • уменьшить затраты на содержание персонала.

При внедрении таких систем, склад разбивается на рабочие зоны и зоны хранения. В базу данных программы заносятся все технические характеристики склада, погрузочной техники и даже условия хранения продукции. Анализируя информацию, система рассчитывает оптимальные маршруты передвижения, сообщает работникам о необходимости перемещения продукции, о проблемах и т. д.

Система складской логистики от Leader Team

Персонал – это ключевое звено для построения крепкой цепи складской логистики. Но именно кадрами чаще всего жертвуют, когда проводят оптимизацию. Это приводит к сокращению численности работников, перераспределению нагрузки и, обычно, к ухудшению качества работы.

С другой стороны, если оборот компании начинает увеличиваться, оптимизированный штат будет просто не в состоянии справиться с объемами работы – придется нанимать дополнительный персонал. Обратная картина наблюдается при спаде продаж – чтобы закрыть небольшое количество заказов уже не требуется столько работников. Поэтому грамотно управлять ограниченным штатом очень сложно – во многих ситуациях его придется либо увеличивать, либо уменьшать.

Такую проблему управления персоналом склада можно решить с помощью услуги аутсорсинга:

  • уменьшение или увеличение численности работников склада не затрагивают никакие ресурсы вашей организации. Специалисты LeaderTeam постоянно контролируют необходимую численность штата – расходы на его содержание будут минимальны;
  • уменьшение кадровой нагрузки – подбор опытного персонала и оформление всей документации на работников берет на себя LeaderTeam.

Аутсорсинг позволяет оптимизировать систему управления складской логистикой, не отвлекаться на контроль персонала, а сосредоточить свои усилия на развитии вашего бизнеса.

Аутсорсинг складского персонала с LeaderTeam

Цель работы LeaderTeam – помогать развитию бизнеса. Мы разработали прозрачную и понятную систему денежного расчета – все наши клиенты платят только за те услуги, которые им действительно нужны.

Оптимизировать работу склада просто – звоните по номеру +7 (495) 258-37-27 или оставляйте заявку на обратный звонок – с вами свяжутся наши специалисты и ответят на все вопросы. Также вы можете написать письмо – наш электронный адрес moscow@leaderteam.ru.