Замер полочного пространства

Из этой статьи вы узнаете:

Сбыт продуктовых позиций во многом зависит от того, насколько искусно торговые сотрудники разместят товар. Полочное пространство – не просто место, где находятся продукты: это инструмент, грамотное использование которого увеличивает рост товарооборота.  О принципах, которые помогут увеличить количество покупок, способах размещения изделий на полке, их эффектном визуальном представлении, мы и поговорим в этой статье.

Товарная выкладка: основные принципы и рекомендации

От продуманного расположения товара на полках зависит успешность продаж, прибыль, оптимизация финансов (расходов на хранение). Не всегда есть возможность поставить на торговой площади больше стеллажей: в какой-то момент свободное пространство просто закончится. Удобная и грамотно организованная выкладка решает эту проблему, а также повышает лояльность покупателей, провоцирует покупательские действия, улучшает визуальное впечатление от товара.

Товарная выкладка: основные принципы и рекомендации

Главный принцип мерчандайзинга можно выразить в следующих словах: демонстрировать потребителям ту или иную товарную марку в той мере, которую она занимает в общих продажах. Следование этому правилу позволяет товару равномерно убывать с полок, позволяя менеджерам правильно планировать расход запасов, а специалистам торгового зала - поддерживать их в привлекательном состоянии.

Итак, основные принципы и рекомендации расположения товара на полках:

  • Товары, которые пользуются повышенным спросом, желательно размещать на уровне глаз покупателей – так, вероятность, что их купят, становится выше.
  • Чем больше весит упаковка, тем ниже она должна быть расположена на полке;
  • Новинки ставьте немного выше уровня глаз потребителей;
  • Товары класса «люкс» (дорогостоящие позиции) размещайте на самом верху;
  • Товары, у которых заканчивается срок хранения, рекомендуем поместить ближе, более свежие – дальше;
  • Ценник должен содержать только правдивую информацию о стоимости, быть комфортным для визуального восприятия.
  • Важно, чтобы люди легко доставали нужные товары;
  • Позиции одного типа в целях лучшего обзора стоит расположить вертикально;
  • Главный критерий выкладки – разнообразие по цветовой гамме, размерам, ассортименту;
  • Старайтесь не часто менять местонахождение товаров.

Что известно о доле полки?

Объем товарной выкладки можно определить с помощью доли полки. Это часть пространства, на которой расположены позиции, определяемая в процентах или сантиметрах от общего параметра длины полки. Посчитать ее можно рулеткой, сантиметром или с помощью эталонных образцов.

Что известно о доле полки

Основные принципы:

  1. Самый покупаемый товар не обязательно занимает больше всего места. Например, если отдать большую часть полки определенной марке молока, то магазин рискует потерять тех клиентов, которые предпочитают другой бренд.

  2. Если товар имеет небольшие размеры, он все равно может занимать значительную долю полки. Размер упаковки – не главное. Главное чтобы покупатель смог позитивно воспринять товар.

  3. Объем выкладки должен быть равен ожидаемому объему продаж. Например, если магазин планирует продажи сырков Дружба в размере 10%, то этому товару будет отдано 10% полочного пространства.

Постановка цели по полочному пространству

Постановка цели по оптимизации полочного пространства – это подсчет фэйсингов для той или иной точки продажи (фэйсинг – продукция, видимая покупателям). Цель – сделать все возможное, чтобы товары убывали равномерно, а вероятность того, чтобы каждый человек, посетивший магазин, купил их, увеличивалась.

Почему важно ставить цели по замеру полочного пространства? В первую очередь, это способствует оптимизации скорости оборота. Как правило, подобное решение становится актуальным для супермаркетов с системой самообслуживания, в которых между клиентом и совершением покупки отсутствует звено переговоров с консультантом.

Для успешной реализации этого пункта целесообразно воспользоваться простым подходом: обеспечить фэйсинг приоритетных товаров в большей степени, чем фэйсинг базовых и второстепенных. Благодаря этому, и позиции будут равномерно покидать полочное пространство, и продавцам не придется прикладывать много усилий для поддержания выкладки.

Фэйсинг – это единица товара, расположенного «лицом» к покупателю, на первой линии полки.

Во-вторых, установка цели по полочному пространству поможет организовать более выигрышный вид товарных позиций на месте продажи. Это демонстрационная функция фэйсинга: она необходима вне зависимости от того, какая система обслуживания в магазине используется.

Что подразумевают под эффективным визуальным восприятием позиций? Это продуманное расположение товаров таким образом, чтобы покупатель, приближаясь к месту продажи, сразу увидел определенный товар или категорию. Магазину выгодно обеспечить высокое визуальное восприятие, ведь это помогает покупателям легко найти нужную упаковку. Для достижения этой цели используются разные варианты группировки и блокировки продуктов.

Фэйсинг – это единица товара, расположенного «лицом» к покупателю

Доказано, что осознанное восприятие информации у человека осуществляется в поле от 30 градусов от точки фокусирования взгляда. Даже во время перемещений вдоль полок оно не меняется. Производитель, который хочет заполнить лучшие места на полочном пространстве, заполняет своими товарами место в указанных рамках. Тогда фэйсинг будет эффективным.

Методы увеличения полочного пространства

Основная проблема мерчандайзинга заключается в невозможности увеличения товарного ассортимента на полках. Какие существуют законные и оригинальные способы решения этой проблемы? Самый очевидный вариант – покупку полок – не рассматриваем.

Использование акций

В магазинах, в которых проводятся разные промо-акции и дегустации, легко договориться на предмет временного увеличения ассортимента. Иногда в рамках мероприятия удается достичь заполнения новых полок. Но и после проведения акции товары не удаляются, а остаются в более широком перечне, чем раньше.

Методы увеличения полочного пространства

 

При этом советуем воспользоваться следующими приемами:

  1. Внести в ассортимент новые продукты с возможностью дегустации как обязательное условия акции. Таким образом, можно смело ожидать расширения ассортимента плюс-минус в два раза.
  2. Увеличить долю на полки и фэйсинги. Удастся достичь, если торговая марка будет постоянно проводить дегустационные акции разных групп товаров, регулярно увеличивая общую долю по их ассортименту в целом.
  3. Презентация товара с использованием дополнительных мест продажи и выкладок.

Подарочные наборы и сертификаты

Подарочные наборы, которые преподносятся на праздники и приобретаются людьми для своих близких и знакомых (как правило для тех, кто не пользуется брендом), выступают в качестве продуктов-промоутеров. Они знакомят нового пользователя с маркой, вовлекают его в ряд поклонников. После окончания праздников нередко происходит эффект второй волны, когда новые потребители, попробовав продукт, возвращаются за ним и уже оплачивают его самостоятельно.

Серые методы увеличения полочного пространства

Существует и так называемый «черный» мерчандайзинг, который подразумевает использование разных способов, направленных на уменьшение доли полочного пространства с товарами конкурентов. Предупрежден – значит вооружен. Различаются полузаконные и незаконные методы.

 

К полузаконным относятся:

  • Временное увеличение собственной выкладки за счет вытеснения с полок упаковок конкурирующей фирмы. Как? Договорившись с сотрудником магазина за ценный презент;
  • Увеличение выкладки за счет уменьшения фейсинга товаров-конкурентов при каждом визите в торговое предприятие. В крупных точках подобные манипуляции, особенно, если они выполняются с небольшими товарами, могут остаться незамеченными;
  • Смена места расположения чужих товаров;
  • Самовольный захват чужих полок, стеллажей;
  • Добавление своих товаров в выкладку конкурента;
  • Внесение беспорядка в выкладку соседа, смещение лицевой стороны упаковок;
  • Размещение товаров конкурентов в неприглядном виде (с мятыми, поврежденными упаковками);
  • Замена ценников, POS-рекламы.

Противостоять этому возможно: начиная с налаживания контакта с продавцами и охранниками до установки систем видеонаблюдения.

Организация выкладки с мерчандайзерами Leader Team

Какими бы ни были способы борьбы за внимание покупателей, только правильный подход к бизнесу позволит выиграть эту войну. Управление полочным пространством – это вызов для мерчандайзеров, поскольку эффективная организация полочного пространства привлекает внимание потребителей к товарам, облегчает взаимодействие с ними и способствует увеличению покупок. Используя разрешенные способы увеличения полочного пространства, можно успешно этого добиться.

Именно эти принципы лежат в основе работы мерчандайзеров Leader Team. Специалисты постоянно повышают свою квалификацию, используя возможности нашего собственного Центра Обучения. Это позволяет нашим клиентам постоянно достигать ожидаемых результатов по повышению собственных продаж в торговых точках по всей России.

Если вы планируете организовать работу мерчандайзеров, то воспользуйтесь услугами аутсорсингового агентства Leader Team – просто оставьте свой номер телефона в форме быстрой связи на нашем сайте или самостоятельно свяжитесь с нами для получения подробной информации.