Выкладка товара в магазине

Из этой статьи вы узнаете:

Грамотная выкладка товара на витрину в магазине способна творить настоящие чудеса. Если воспользоваться проверенными советами маркетологов и уместно их применить, можно добиться существенного повышения уровня продаж.

Мерчандайзинг необходим для создания комфортных условий для покупателя, презентации необходимых групп товаров, стимулирования к совершению покупки.

Правильная и красивая выкладка товара влияет на впечатление о торговой точке и мотивирует человека к совершению покупки. Из магазина, где используются все возможности мерчандайзинга, практически невозможно уйти с пустыми руками.

Принципы и правила рациональной выкладки товара

Выкладка товара в магазине фото1

По мере изучения поведенческих факторов покупателей и исследования спроса, секреты мерчандайзинга пополняются новыми эффективными приемами. Помимо частных находок, можно выделить 10 общих принципов правильной выкладки товара, которые помогут организовать витрины таким образом, чтобы они действительно продавали.

  1. Площадь, отводимая под конкретный товар, должна соответствовать прибыли, которую он приносит.
  2. Выкладка должна быть логичной и понятной. Товары, дополняющие друг друга, лучше располагать рядом: напитки со сладостями, мясные продукты со специями.
  3. Самые распространенные продукты должны находиться в конце торгового зала. Покупатель успеет пройти весь магазин, пока доберется до необходимого продукта, и с большей вероятностью купит что-нибудь еще.
  4. После входа в магазин первые стеллажи вызывают мало интереса, так как человек еще не освоился. В зоне первых 6-ти шагов рекомендуется располагать изделия по акциям, со скидками.
  5. Покупатель осматривает стеллажи слева направо. Поэтому с левой стороны необходимо помещать продукты, которые плохо раскупаются.
  6. Упаковка должна быть хорошо видна. Ее не следует закрывать рекламными таблицами или буклетами. Лицом к покупателю следует располагать не менее 3-х товаров.
  7. Полочную площадь следует использовать максимально рационально: края остаются свободными не более, но и не менее чем на 3 сантиметра. Взять продукт с такой полки будет удобно.
  8. В обычных магазинах сначала выставляются недорогие товары, а по ходу движения покупателя по торговому залу ценник растет. Если торговая точка специализируется на реализации элитной продукции, то ситуация прямо противоположная: сначала идут дорогие, затем дешевые продукты.
  9. Быстрее всего раскупаются товары с полок, находящихся на уровне глаз. Средний показатель 1,5 метра. В детских магазинах соблюдается то же правило, только учитывается уровень глаз ребенка. Также неплохая реакция на полки, расположенные на уровне вытянутой руки.
  10. Есть у стеллажей и мертвые зоны, участки, которые привлекают меньше всего внимания. К ним относится нижний левый угол и самые верхние полки. Как правило, эти места отводят под редко покупаемые изделия, товары в массивных упаковках и продукцию массового спроса.

Способы выкладки товаров: вертикальный, дисплейный, напольный

Выкладка товара в магазине фото 2

Существует несколько видов расположения товаров на стеллажах:

  • вертикальный способ выкладки обеспечивает широкий обзор всех представленных изделий и позволяет систематизировать продукцию по различным параметрам, например, качественный товар помещают на уровне глаз, а дешевые изделия размещают внизу;
  • дисплейный метод предполагает использование отдельного стенда с товарами, который помещается в центре торгового зала или рядом с входом и становится очень заметным;
  • напольный способ выкладки применяется редко и подходит только для очень крупных товаров или продукции определенных категорий (растения в горшках, пакеты с грунтом, спортинвентарь).
  • навальный метод актуален, когда продукция загружается в большие емкости без фасовки. Такой пример выкладки товара можно увидеть в магазинах, где устраиваются распродажи типа - все по одной цене.

Основные этапы выкладки

Выкладка товара в магазине фото 3

Работы по организации правильной выкладки товара в продуктовом магазине или супермаркете другой специализации проводятся в несколько этапов. Каждый из них определяет результативность применения приемов мерчандайзинга и привлекательность выкладки в целом.

Организация товара

Продукция в магазине должна иметь свое определенное место. Многие покупатели быстро привыкают к порядку размещения, и бывают крайне разочарованы, если на привычном месте не обнаруживают любимых конфет или выпечки.

Расположение изделий должно быть логичным и понятным. Чтобы стимулировать незапланированные приобретения, можно рядом с главной группой товаров поместить сопутствующие аксессуары и дополнительные предложения: конфеты и соки, посуда и кухонный текстиль, краски и кисти.

Управление покупателем

На данном этапе каждый стеллаж оценивается с точки зрения его эффективности и финансовой отдачи. К новым поступлениям необходимо привлекать повышенное внимание, изделия массового спроса не стоит сильно загораживать и располагать в отдалении.

Соблазнение и стимулирование к покупке

Этот более сложный этап требует комплексного анализа маркетинговой политики магазина. Специалисты должны учитывать, насколько выкладка товаров в магазине продуктов будет привлекательна для покупателя. Тщательно рассчитывается время проведения акций, распродаж, товары могут при необходимости быстро перемещаться для увеличения объемов их продаж.

Выкладка товара в магазине фото 4

Выкладка товаров в маленьком магазине или крупном супермаркете проводится по специально разработанной планограмме, схеме, где указано место размещения продукции, ее количество в торговом зале, остатки на складах. Это делает процесс продаж более управляемым и позволяет детально рассчитывать эффективность применяемых приемов мерчандайзинга.

Полезные советы по выкладке товаров в магазине

Опытный мерчандайзер способен с ходу определить эффективные методы выкладки, актуальные для конкретного торгового зала, а также озвучить недостатки реализованной выкладки товаров в гипермаркете.

Но даже без больших знаний в данной области можно вполне справиться с задачей, ориентируясь на некоторые полезные советы.

Доступность и выгодная презентация

Чтобы продукция была приобретена, она должна быть доступна. Не стоит надеяться, что какой-нибудь покупатель вдруг решит покопаться в глубине нижних полок, чтобы обнаружить искомый товар.

Лучшие товары должны занимать лучшие места. Сделать продукцию заметнее можно несколькими способами:

  • использование полок на уровне глаз и на уровне вытянутой руки;
  • установка отдельной витрины в центре зала;
  • цветовые контрасты, яркие рекламные материалы, аромамаркетинг.

Логика и понятная рубрикация

Не стоит размещать продукцию по понятной лишь вам схеме. Расположение должно быть внятным и понятным для покупателя. Есть общепринятые во многих магазинах принципы, по которым, скорее всего, будет мыслить и ваш покупатель.

Выкладка товара в магазине фото 5

Товары одной категории находятся вместе. Рядом располагаются изделия смежных или похожих групп. Очень важно соблюдать ценовой фактор: дешевая продукция должна находится рядом с дешевой, дорогая с дорогой. Для многих покупателей фактор цены является определяющим, и они ориентируются именно по нему.

Эксперименты и учет особенностей восприятия

В деле выкладки товаров важную роль играют особенности восприятия. У представителей разных национальностей эти особенности различны, и именно поэтому правила мерчандайзинга во многих странах не совпадают.

Среди общих закономерностей стоит отметить принцип контраста: если нужно продать конкретный товар, сделайте его заметным, выделите из группы себе подобных. Контраст может быть выбран по форме, цвету, силуэту, материалу, упаковке. В любом случае изделие будет смотреться ярко и, несомненно, привлечет к себе внимание покупателя. Темные изделия обычно выдвигаются вперед, светлые размещаются сзади.

Повышение импульсивных покупок

Также стоит учитывать динамику и ритм выкладки товара в супермаркете. Если изделия будут размещены в монотонном формате, витрина вызовет скорее скуку, чем желание купить продукт. Полки могут иметь разную высоту, ширину, окраску и дизайн.

Для игры со вниманием покупателя активно используются фокусные точки, маяки, композиции из товаров с необычной формой, оригинальная подача группы изделий, декоративная выкладка продуктовых товаров, одежды, посуды. Обычная полка с посудой вряд ли привлечет столько внимания, сколько обеспечит изящно сервированный стол в торговом зале.

Выкладка товара в магазине фото 6

Очень удачным приемом является работа с ценниками: их можно сделать красочными и запоминающимися. В последнее время популярность набирает использование ароматов, которые стимулируют к покупке и создают необходимое настроение (расслабляют, вызывают аппетит).

Выкладка товаров в магазине от LeaderTeam

Наша компания оказывает услуги мерчандайзинга на аутсорсинге и гарантирует профессиональное решение задач по выкладке товара на полках в торговых точках любого размера и специфики. Наши преимущества:

  • наличие собственного отдела обучения, регулярное прохождение профильных тренингов и наличие у специалистов соответствующего образования;
  • наши мерчандайзеры работают не только с оригинальной выкладкой товара, но и контролируют вывоз продукции со складов, следят за сроком годности представленных продуктов, корректностью данных на ценниках;
  • персонал предоставляется для торговой точки на любой удобный срок (до 10 рабочих дней);
  • результативность работы контролируется и оценивается с применением специально разработанных методик.

Сегодня хорошо продавать без использования правил выкладки товара в магазине невозможно. Если вы хотите иметь стабильную прибыль и быть конкурентоспособным участником рынка, позаботьтесь о грамотной выкладке товара. Не экономьте на услугах профессиональных мерчандайзеров. Их работа - залог роста вашей прибыли!