LeaderTeam

Инвентаризация имущества

Из этой статьи вы узнаете:

Инвентаризация – систематическое проведение контрольных мероприятий для документального подтверждения наличия, состояния, а также оценки имущества и обязательств компании.

Какой инвентаризация бывает?

К имуществу относятся материальные, нематериальные активы, финансовые вклады, производственные и денежные средства, готовые продукты и другие активы.

Финансовые обязательства – задолженности по кредитам, займы, резервы, оформленные соответствующими документами.

Инвентаризацию имущества и обязательств проводят по поручению руководителя. Оно может быть представлено в виде приказа, распоряжения, постановления или другого распорядительного акта. В любом случае документ включает сроки, причины, состав комиссии и имущество, подлежащее ревизии.

Основные принципы инвентаризации имущества

Основные принципы инвентаризации имущества

Опись проводится, если состав инвентаризационной комиссии полный и есть материально-ответственное лицо/лица (МОЛ). В случаях, если необходимо выполнить мониторинг большого количества имущества в один день, но для этого нет возможности, то помещения, где выполняется опись, опечатывают на период ухода комиссии. Промежуточные результаты процедуры фиксируют в инвентаризационных ярлыках (ИНВ-2), которые закрывают в сейфе.

Комиссия для ревизии возглавляется главой компании, либо его заместителем и включает в себя руководителей структурных подразделений (это могут быть представители технической службы, финансового отдела, административного департамента, юристы) и главного бухгалтера. В состав комиссии не имеют право входить сотрудники фирмы, которые несут материальную ответственность.

Комиссия определяет:

  • название и наличие активов компании, проверяет его состояние;
  • виды активов без материально-вещественной формы;
  • состав дебиторской, кредиторской задолженностей (ДЗ, КЗ).

Процедура инвентаризации имущества

Процедура инвентаризации имущества

Порядок проверки включает несколько этапов:

  1. Подготовка. Состоит из:
    • составления поручения для проведения инвентаризационной описи;
    • формирования комиссии;
    • определения сроков ревизии и видов имущества, которое ей подлежит;
    • получения расписки от ответственного лица, с указанием, что расходные и приходные бумаги переданы в бухгалтерию или комиссии, а имущество оприходовано или списано.
  2. Проведение инвентаризации и составление описей.
  3. Сличение полученных данных с бухгалтерским учетом и определение причин расхождения, если они есть.
  4. Оформление результатов ревизии. Бухгалтерские данные приводят в соответствие с полученными данными в ходе инвентаризации.

При обнаружении устаревшего материального имущества, его списывают с учета, как и задолженность с истекшим периодом давности.

Какими документами оформляется инвентаризация имущества?

Результаты инвентаризации оформляют благодаря описям, актам проверки и сличительным документам.

В процессе комиссия составляет:

  • инвентаризационные описи, где записывается фактическое наличие, состояние, оценка активов предприятия;
  • акты проверки, где фиксируется наличие денежных бумаг, документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, достоверность отражения финансовых средств на счетах в банке, ДЗ и КЗ, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, резервов.

После завершения проверки вышеуказанные документы передают в бухгалтерию, которая выполняет подсчеты на основе данных комиссии. По необходимости – вносит правки. Далее выполняет сверку описи с фактическим бухгалтерским учетом, и в случае расхождений (излишек, недостач, порчи) составляет сличительные ведомости. Также делают проводки с целью приведения в соответствие данных бухгалтерии.

Недостача имущества, а также его порча в пределах норм естественной убыли – издержки производства или расходы, сверх норм – за счет виновных лиц. При невозможности установить виновника или, если суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой фирмы.

Когда инвентаризация обязательна по действующему законодательству?

Правила и периоды проведения инвентаризации имущества – компетенция руководства компании:

  • количество и даты проверок;
  • перечень активов, подлежащих ревизии.

Однако существуют случаи, когда инвентаризация нужно проводить обязательно:

  • если имущество передано в аренду, выкуплено, продано, приватизировано;
  • перед годовой финансовой отчетностью, кроме активов, опись которых состоялась после 1 октября отчетного года;
  • в случае изменения ответственных лиц;
  • если установлена кража, злоупотребление, порча имущества;
  • согласно постановлению судебно-следственных органов;
  • после пожара, природных катастроф;
  • в случае реорганизации или прекращению деятельности юридического лица;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Внеплановая инвентаризация имущества

Внезапные описи выполняются неожиданно для ответственного лица с целью установить наличие материальных ценностей.

Причины внезапной инвентаризации – нештатные обстоятельства:

  • смена должностного лица, заведующего складом, бригадира, других ответственных лиц;
  • наличие фактов злоупотреблений, хищений, кражи, порчи имущества;
  • в случае реорганизации фирмы, передачи ее имущества в аренду, продажи, выкупа организации;
  • при ликвидации компании;
  • после стихийных бедствий.

В зависимости от факторов осуществления внезапной описи, инициировать ее вправе различные учреждения: следственные органы в случае хищений и злоупотреблений, постановления судов в случае банкротства, ликвидации организации, вышестоящие компании в случае преобразования фирмы, руководитель в случае смены материально-ответственных лиц, ликвидации последствий стихийного бедствия.

Внезапная опись бывает полной и частичной. Например, при передаче дел и активов новому/другому МОЛ, при пересчете и обмере проводить инвентаризацию нужно полностью, а при повреждении части склада после пожара описи подлежат только испорченные активы, для того, чтобы выявить сумму ущерба.

Внеплановая инвентаризация имущества

Ответственность за нарушения

Бухгалтерская отчетная документация может быть определена как недостоверная в случаях нарушения инвентаризации, либо некорректно внесенной информации в опись.

Нарушения могут быть установлены, если организации наложит взыскания на материально-ответственное лицо. Для обоснования требований компании необходимо предоставить уполномоченной организации документы, которые были сформированы в результате описи.

Распространенные ошибки:

  • присутствие в составе комиссии МОЛ;
  • в процессе инвентаризации МОЛ отсутствует;
  • осуществление ревизии при неполном составе комиссии;
  • опись в одном экземпляре (необходимо два);
  • нет расписок о передачи в бухгалтерию или комиссию приходных и расходных документов;
  • не опечатываются помещения, если ревизия прервалась;
  • корректировку не вносятся в каждый экземпляр;
  • пропускаются графы для заполнения;
  • ревизия со слов;
  • отсутствует распоряжение главы компании.

Если в результате инвентаризации выявлена серьезная недостача, МОЛ возмещает ущерб, при наличии оформления и доказательств. С виновника следует взять письменное объяснение, в присутствии двух свидетелей. Как правило, виновное лицо увольняют по соответствующей статье. 

Согласно установленным нормам, Федеральная налоговая служба России не вправе назначить штрафные санкции для компании, если инвентаризации не выполнена, не смотря на существующие обязательства. Законодательством не предусмотрены секционные меры за избежание ревизии. Однако компании важно осознавать значимость инвентаризации. Так как именно благодаря ей можно обнаружить разницу бухгалтерии, наличия имущества и обязательств, чтобы привести учет и активы фирмы в соответствие.

Важно, чтобы руководство организации обеспечило необходимые условия для проведения процедуры инвентаризации, включая достаточное количество сотрудников, требуемое оборудование и наличие материально-ответственного лица.

Leader Team: профессиональная инвентаризация имущества

Для получения качественного результата важны квалификация и стремление к достижению результата без дополнительных издержек.

Компания Leader Team уже больше 15 лет выполняет ревизию имущества организаций, товарно-материальных ценностей различных типов, ценных бумаг, фондов, а также материальных средств.

Специалисты Leader Team должным образом выполнят процесс инвентаризации:

  • независимо от местонахождения вашей организации: мы осуществим одновременную опись имущества во всех филиалах по территории Российской Федерации – от Москвы до Владивостока;
  • с собственным программным обеспечением, а также техническим оснащением;
  • согласно установленным срокам;
  • с гарантией защиты от фальсификации результатов описи;
  • независимо от сложности и нестандартности заказа;
  • в удобном формате и с совместимостью отчета с ERP-системами.

Если вы желаете получить детальную информацию о ценах, запросить расчет стоимости или вас волнуют другие вопросы о проведении инвентаризации нашей компанией, обращайтесь по телефону +7 (495) 258-37-27 либо оставьте свой номер в специальной форме на нашем сайте.

Вам может быть интересно: